СЫР НА ЛЮБОЙ ВКУС

Это, конечно, дело вкуса, а о вкусах, как известно, спорить бессмысленно, но лично для меня из всего разнообразия товаров, представленных в торговле предприятиями отечественной молокоперерабатывающей промышленности, продукция Пружанского молочного комбината всегда была и остается на первом месте. Пружанские сыры под общей торговой маркой «Щедрая масленица», изготовленные трудолюбивыми руками работников предприятия, могут удовлетворить вкусы самых изысканных гурманов. О сливочном масле я даже не веду речи. Этот по-своему уникальный продукт, технология производства которого сохранилась еще с Советских времен, никогда не залеживается на холодильных горках торговых сетей. Для людей старшего поколения, которые еще помнят вкус сливочного масла того времени, – это вкус детства, с оттенком ностальгии, как и сливочного мороженого за 12 копеек. А секрет высокого качества и безукоризненного вкуса продукции пружанских мастеров довольно прост – здесь трудятся люди влюбленные в свою профессию, а значит, профессионалы с большой буквы.

Высокое качество продукции, скрупулезный подход к выполнению производственной технологии не является препятствием для роста объемов производства. За десять месяцев текущего года валовые показатели предприятия по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросли на 109,7%. В частности сыров, как основного вида продукции, было произведено за указанный период на 107,5 % больше, чем в 2014 году. То же касается и животного масла. Его производство выросло на 114,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Следует сразу отметить, несмотря на то что продукцию Пружанского молочного комбината можно повсеместно встретить в отечественных торговых сетях, все же основная масса продукции уходит на экспорт. В текущем году экспортная составляющая реализованной товарной продукции от общего произведенного объема вышла на уровень 85,9 % и увеличилась на 7,9% по сравнению с прошлым годом. А этот показатель говорит о многом, и в первую очередь о том, что качество продукции, условия его производства выдерживают все предъявляемые требования со стороны придирчивых импортеров.

Ежегодно продукция Пружанского молочного комбината принимает участие в различных конкурсах и выставках, где традиционно занимает призовые места и получает высокие награды.

О последних из них нам рассказала начальник сыродельного цеха Елена Николаевна Корсюк.



Начальник сыродельного цеха Елена Николаевна Корсюк

«Во-первых, – рассказывает руководитель сыродельного производства, – мы много занимаемся поиском новых рецептур. Такие сыры, как «Российский», с кислинкой, стали настолько популярными у производителей, что с избытком заполнили и наши, и российские торговые сети.

Современному покупателю необходимо разнообразие. Мы уже давно вышли из времен дефицита, когда ассортимент товаров ограничивался одним или двумя наименованиями. Разработка новых рецептур и внедрение их в производство позволяет удовлетворять растущие потребности покупателей в широком разнообразии ассортимента. Выбранный нами путь на его расширение при строгом соблюдении качественных параметров производимых сыров оказался вполне оправданным. Примером тому были многочисленные награды, присужденные нашим сырам на различных выставках и конкурсах, в частности, на престижном конкурсе «Чемпион вкуса», который проводился в середине ноября текущего года в столице Республики Беларусь.

В рамках выставки «Продэкспо-2015» на проводимом мероприятии было продегустировано около двухсот наименований белорусских и импортных продуктов, а оценивали их более трех тысяч человек. Поэтому прошедший конкурс по полному праву можно назвать народным.

Наши представленные на конкурс сыры наряду с образцами других отечественных производителей оценивали авторитетные эксперты пищевой промышленности, повара и обычные покупатели. В «слепой» дегустации, не зная ни названия продуктов, ни их торговых марок, ни производителей, они выбирали лучший вкус, аромат и консистенцию.

Надо сказать, что конкурс «Чемпион вкуса» – это по-своему уникальная возможность для потребителей провести оценку результатов работы производителей, а для предприятий пищевой промышленности – получить объективные данные маркетингового исследования потребительских предпочтений. Во время проведения конкурса председатель организационного комитета Андрей Киреенко отметил: «Проведением слепых сравнительных дегустаций мы стараемся донести до потребителя мысль, что за активной рекламой не всегда скрывается продукт отменного качества, что нужно ценить не обертку, а суть. Компании, чьи продукты одерживают победу в конкурсе, по праву могут гордиться таким признанием результатов своей работы». Его слова трудно подвергнуть сомнению. Ведь в конечном итоге мы работаем на покупателя, и его оценка для нас является руководством к действию».

Для справки.

Народный конкурс «Чемпион вкуса» – это своеобразный белорусский вариант «Контрольной закупки», который проводится с 2013 года трижды в год: в апреле, июне и в ноябре. В отличие от других конкурсов, в нем соревнуются не бренды, а непосредственно продукты. Дегустации проходят в два этапа: в полуфинале продукты оцениваются слепым методом авторитетное жюри, а в финале – обычные покупатели. Победитель определяется путем суммирования результатов двух этапов.

«Выставка «Продэкспо-2015», – продолжила Елена Николаевна, – была организована при содействии Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства торговли Республики Беларусь, концерна «Белгоспищепром», Мингорисполкома, Белкоопсоюза. В этом году участие в выставке приняло около 250 компаний из Беларуси, Голландии, Греции, Грузии, Италии, Латвии, Молдовы, Польши, России, Таджикистана и Украины. Были представлены товары всех направлений пищевой промышленности: мясной, молочной, кондитерской, алкогольной, плодоовощной и многих других. Во время прохождения выставки посетители имели уникальную возможность оценить новинки нашего предприятия. Особенной симпатией пользовались такие наши сыры, как «Алиса» со вкусом топлёного молока и сыр «Альпенвейс». Также хотелось бы отметить высокую оценку, которую дали нашим сырам «Мааздам деЛюкс» и «Пармезан OL ультра» представители таких сырных держав, как Голландия и Италия.

По их мнению, наши сыры по вкусу и консистенции мало чем отличаются от именитых Европейских сыров.

Во время проведения выставки нашими участниками были проведены переговоры с представителями Российской Федерации, Республики Азербайджан, Республики Туркменистан, Грузии, а также с представителями дальнего зарубежья – Индии, Кувейта, Катара. В рамках выставки проходили два конкурса дегустации: «Чемпион вкуса», о котором уже шла речь, и «ProdUp-2015». Очень достойно выступили номинанты как в первом, так и во втором конкурсе. Сыр «Грювер особый» 50% – победитель конкурса «Чемпион вкуса» и победитель конкурса «ProdUp-2015», абсолютный чемпион осенней дегустации. Масло «Крестьянское» 72,5%  заняло 2 место в конкурсе «ProdUp-2015», сыр «Швейцарский дар» 40% - 3 место.

Пользовались успехом в конкурсе «Чемпион вкуса» сыр «Жан-Марлен» 51%, занявший второе место, и сыр «Ланбергольд Гранд» 52%, удостоенный третьего места. ОАО «Пружанский молочный комбинат» был также награждён дипломом НВЦ «БЕЛЭКСПО» Управления делами Президента РБ «За активное продвижение продукции предприятия на белорусский рынок».

 В текущем году наши сыры приняли участие и в международной выставке «Питерфуд», проходившей в Санкт-Петербурге. На ней были представлены два вида сыра. Это «Грювер особый» и «Пармезан ультра». Сыры были удостоены золотых медалей.

Расширяя ассортимент сыров, мы стараемся удовлетворить самые разнообразные покупательские вкусы. «Сыр на любой вкус» – вот главное направление нашей производственной политики.

По своим вкусовым качествам, внешнему виду, консистенции сыры должны быть и сладкие, и с глазками, и длительного срока созревания, и с высокой температурой второго нагревания по типу швейцарских, и с различными добавками. Последние сыры изготавливаются у нас с пажитником, с грибами, с кунжутом, с мятой и прочими экзотическими пряностями. Хочется остановиться на нашей разработке – сыр с мятой с названием «Лидис». При его изготовлении применяется не какой-либо искусственный ароматизатор, а именно натуральная мята, что придает сыру неповторимый, своеобразный вкус».

Выбрать качественный сыр в представленном магазинами ассортименте дело – не простое. Ведь под руками у покупателя нет лаборатории, а внешний вид порой обманчив. Елена Николаевна в двух словах рассказала, как можно определить качество сыра в условиях магазина.

«Правда, есть один нюанс, – говорит начальник сыродельного цеха, – в наших продовольственных магазинах не оказывают услугу предоставления покупателю образцов товаров для предварительной дегустации. Во всяком случае, это делается редко. Но, если вы смогли каким-то образом получить или просто купить небольшую полоску сыра, не спешите ее пробовать на вкус. В начале положите ее на ладонь и дайте сырной полоске немного прогреться – 3-4 минуты. Холодный сыр не открывает всей гаммы присущих ему ароматов. И только когда он прогреется, при условии, если сыр качественный, вы сможете почувствовать настоящий типичный сырный запах и такой же ярко выраженный сырный вкус. Кроме этого попробуйте обвернуть полоску сыра вокруг указательного пальца. Она должна быть эластичной и не допускать трещин. Кстати и в домашних условиях, прежде чем употреблять сыр, если он содержался в холодильнике, необходимо дать ему прогреться до комнатной температуры, иначе вы не сможете насладиться всем букетом его аромата и вкуса».

Надо сказать, что успех предприятия заключен не только в строгих подходах к качеству продукции и расширению ее ассортимента. Важной составляющей частью его является постоянный процесс обновления производства. Всякий раз, когда мы были гостями «Пружанского молочного комбината», там велись работы по реконструкции того или иного производства. Вот и на этот раз, пока мы беседовали с Еленой Николаевной, директор акционерного общества Владимир Николаевич Микитич находился на строительной площадке рядом с основным производством, где возводятся новые очистные сооружения. Надо сказать, что объект чрезвычайно сложный и дорогостоящий. Его проектная стоимость оценивается более 100 млрд. рублей. Однако строится он на средства предприятия.

«Существующие ныне очистные сооружения, – говорит Владимир Николаевич, – уже не отвечают современным требованиям ни по технологии очистки, ни по объемам отходов производства, требующих утилизации. Тем более, что кроме нашего предприятия очистные сооружения обслуживают еще две рядом расположенные фирмы.

Тендер на строительство новых очистных сооружений выиграло совместное белорусско-польское предприятие «Экоэнерго». Уже к настоящему времени выполнено порядка пятидесяти процентов требуемых работ. И, хотя по плану объект должен вводиться в конце 2016 года, есть все основания полагать, что его пуск состоится к концу первого полугодия».

Побывав на строящихся очистных сооружениях, мы встретились с начальником участка водоснабжения и канализации ОАО «Пружанский молочный комбинат» Дмитрием Степановичем Тутиным, который вкратце рассказал нам о принципах работы будущих очистных сооружений.

«Новые очистные сооружения после ввода в эксплуатацию смогут производить очистку производственных стоков объемом до 2400 м3 в сутки. На первом этапе будет производиться обычная физико-механическая очистка поступающих сточных вод, а дальше они будут проходить анаэробную очистку. На сегодняшний день это один из самых популярных и эффективных методов удаления загрязнений из сточных вод. Он позволяет практически в полном объеме разложить имеющиеся в сточных водах загрязнения и подготовить их к утилизации без нанесения вреда для экологии. Продуктами очистки являются выделяющийся в анаэробном процессе метан и твердый осадок. Полученный газ планируется использовать для работы небольшой котельной, а оставшийся после процесса очистки осадок будет передаваться сельскохозяйственным предприятиям, так как он представляет собой качественное органическое удобрение».

Однако планы по реконструкции предприятия этим не ограничиваются. Впереди приобретение и установка современного оборудования по расфасовке сыров и строительство сушилки для увеличения объемов производства сухой сыворотки.

Сергей Семенов